Стражи порядка придумывают все более изощренные планы по сокращению возникновения аварийных ситуаций, однако они не приносят ожидаемого результата. Это касается и водителей-новичков, из-за которых по обширной статистике происходят ДТП. Кончено же, меры типа ужесточения порядка при сдаче прав и программы обучения в автошколе, а также подключение каналов СМИ не новы и значимым эффектом не обладают. А вот разработка специального знака для автоновобранцев - совсем другое дело. Это действительно верный шаг на пути к уменьшению столкновений на дорогах.
Ярким примером данной тенденции является Литва, в которой с сентября 2008 года на все обучающие автомобили наклеили знак в виде зеленого кленового листа. Этот символ, обозначающий «молодо-зелено», внедрен по рекомендации ООН. Кроме Литвы во многих странах задумались о придании машинам для новичков специального значка. В Англии для этого используется литера L, или layman. В Германии начинающих автовладельцев пометили буквой А, или Anfanger. Что касается Советского Союза, внедрение подобных букв на учебный транспорт не допускалось. Но были времена, когда после сдачи главного экзамена новичку выдавалось временное удостоверение вместо полноценных прав, с которым можно было ездить не выше 70 км/ч. Документ подлежал замене на постоянный, если кандидат в течение определенного срока не нарушил правила дорожного движения. Кстати, подобная практика работает до сих пор в Корее и Италии.
Как известно, вероятность попадания в аварию зависит от возраста водителя. Сесть за руль в большинстве стран разрешают по достижении 18 лет. В Соединенных Штатах, в Южной Дакоте, этот порог составляет не меньше 15 лет. В связи с этим можно вспомнить опыт Австралии: в 1980-ых годах там хотели понизить возраст для получения прав с 18 до 16 лет. От этой затеи заставили отказаться прогнозы, подтверждающие возрастание количества аварий со смертельным исходом на 700 случаев больше. Подобная практика есть и в отечественном МВД, в котором в 2005 году обсуждали провальную мечту о допуске к водительскому удостоверению с 16 лет.
Итак, следует вернуться к знаку для начинающих водителей. Они участвуют в каждом третьем ДТП по статистике различных докладов. Белорусские соседи рассчитали, что в 2007 году в число 5,5 тысяч столкновений на дорогах входит всего 326 новичков. В случае со знатоками с десятилетним стажем этот параметр составляет 227, а количество пострадавших с 20-летним опытом вождения не превышает 100. Следовательно, чем больше опыт, тем ниже риск возникновения аварии.
Как известно, знак в виде буквы «У» свидетельствует об учебном авто или водителе-новичке. Встречаются надписи типа «За мной не езжай, так как я заблудился». Известно множество вариантов, использование которых не имеет никакого смысла по сравнению с обычной буквой. И все-таки «клеймение» не является основным источником спасения новоиспеченных водителей от ДТП.
Пора уже пересмотреть устаревшую систему обучения, не дающую устойчивых навыков управляемости в условиях экстремального вождения и уступающую во многом передовым странам. В ГАИ есть предложения по ограничению скоростей: на загородных трассах вместо 90 не больше 70 км/ч. При этом возникает вопрос о положении соседей по движению, мчащихся быстрее 110 км/ч. В этом случае именно медленный автомобиль является источником будущей аварийной ситуации.
Благоприятный уровень финансирования транспортной сферы и профессионализм сотрудников, а также быстрота в принятии решений считаются основными факторами на пути к достижению минимального числа ДТП с участием новичков.